Как собрать 1000 человек и продать картину за 2,5 тысячи рублей. История одной выставки (которую назвали ***ном)

26 брестских художников объединились в сообщество «Болт-арт» и свозили большую выставку в Минск. Сами организовались, выставились, продали картины. А другая часть брестской культурной «тусовки» говорит, что это «дурновкусие и БРСМовский кружок». Отматываем время назад, приглашаем вас на виртуальную прогулку по выставке. Давайте разбираться, кто что сделал и сказал (и причём тут простой человек, который не разбирается в искусстве).


Выставка проходила в январе: в минском Дворце искусств целый месяц выставлялись 63 работы, которые успело посмотреть около 1000 человек. Всё прошло нормально. Только «нормально» — это как? Уместно ли про искусство вообще так говорить? Почему мероприятие собрало кислые отзывы в Бресте у тех, кто тоже занят в этой сфере?

Что было на выставке и кто всё замутил?

Выставка «Зал прощания» от «Болта» не просто висела. В экспозицию вошли видеоарты, перформансы (например, с роботом-пылесосом), вечеринка The Beach is Back, встреча с художниками и арт-менеджерами и даже аукцион.

Инициаторы выставки — архитектор Евгений Щербач, художница Анна Редько и Алла Броска. Всё это дело поддержал куратор Александр Зименко.

Он занимается искусством «от имени» Белгазпромбанка и уже работал с брестской диаспорой: помогал организовывать последнюю из пяти выставок-солянок «Усе разам». Прославились они тем, что собирали не только тех, про кого мы знаем, что он художник, но и тех, кто так себя не называет (обычно).

Тогда весной 2019-го в разговорах с художниками и появилась идея организовать что-то в Минске.

— Брестские художники выставятся скорее в Польше, чем в Минске, многих из них не знают даже в профессиональном сообществе. Мы хотели помочь установить связь, — рассказал куратор Александр Зименко.

Банк помог с доставкой работ, монтажом и продвижением — информацию о выставке размещали на сайтах проекта «Арт-Беларусь» и его соцсетях. После аукциона на выставке именно банк занимался оформлением документов, разрешениями на вывоз, упаковкой и уплатой налогов. Авторы за это не платили — получили на руки столько, сколько запросили за работы.

Продали, кстати, 4 работы стоимостью от 500 до 2,5 тыс. рублей. Один из организаторов, Евгений Щербач, сказал, что ожидал продажи меньше.

Всё не так просто

«Выход в публичное поле — это ответственность. Нельзя пользоваться такой возможностью просто потому, что она есть. Это непрофессионально и провинциально. Многих художников знаю лично и уважаю. На выставке их работы потерялись в общей массе. Что не так?».

Это отзыв Натальи Зданевич — одного из брестских культурных менеджеров. Она написала нам почти сразу после появления выставки в Instagram.

— Для любой выставки нужен куратор, чтобы определить тему или проблему, с которой работать, вписать выставку в архитектуру и контекст места, прописать концепцию и продумать формат подачи.

Иначе получается традиционный формат «нарисовали-показали» и «стена-картина». Авторы события уверяли, что созданное ранее — «скукота», но разве их формат отличается? Наверняка для того, что получилось, потрачено много сил, но так нельзя: это 4 из 10.

Это первая наша выставка с нуля

Одна из организаторов Аня Редько согласилась, что выставка «Зал прощания» все же вышла более традиционной, чем хотелось, в концепции все казалось оптимистично и какие-то моменты команда не предусмотрела из-за неопытности. Сама выставка, считает Аня, получилась «достаточно гармоничная и целостная».

— Выставки обычно делаются, чтобы показать результат за период своего творчества, для самоутверждения, конечно же, ну и, если повезёт, для продажи.

— Любая выставка — это также просвещение. А традиционные выставки не справляются с реализацией задач — нужно менять формат и подход. Это я говорю, как диджитал-художник, а не как живописец. Для своих выставок я вижу интерактивные, вирусные форматы с различными технологиями вроде виртуальной и дополненной реальности.

Одним из важных результатов выезда ребята считают то, что художники вообще объединились.

А что, с этим проблемы?

Видимо, да, потому что про объединение говорили все — организаторы, опрошенные участники, даже некоторые из критиков. Возможно, это какая-то геополитическая родовая память Беларуси: страну постоянно делили и присоединяли, и сейчас художники (как наиболее чувствительные к эфемерным вещам люди) рады воссоединиться в артель для общего дела.

Правда, всё же от идеи собирать выставку по «критерию» города веет смотрами-конкурсами и олимпиадами, но никак не концептуальным искусством. Куратор из Белгазпромбанка Александр Зименко обращал внимание, что надо оставаться в рамках темы.

Но тему «Зал прощания» не выдержали, хотя нигде не заявлено, что сообщество относит себя к contemporary-арт и делает концептуальные проекты.

Женя Щербач, один из тех, кто двигал и двигает весь проект, считает, в теме и есть причина критики:

— Сильных работ было много, просто их соответствие теме выставки оказалось неочевидным. Тема прощания всё же рождает определённый настрой, посетители ждали мрачности. Но для себя я почувствовал, что работать с мрачностью, пропускать через себя очень страшно.

Критику высказывали и участники: называли выставку «мыльным пузырём», не скидывались вовремя на расходы, а одна группа художников даже собиралась забрать свои работы.

Итак, дамы и господа, критика! (любимое занятие беларусов)

— Критиковать — одно из самых простых действий. Это прекрасно, но лучше конкурировать проектами, а не постами в Facebook. Сам факт, что такой проект прошёл и привлёк людей, уже успех.

Да, не воплотилось всё, что задумано. Но чем больше делается таких мероприятий, тем больше возможностей для зрителя куда-то пойти. Появляется, из чего выбрать. В итоге больше людей начинают ходить на выставки в целом, — Александр Зименко мудро отреагировал на комментарии о неудачах выставки, которые мы передали.

Вопрос, нужно ли хвалить сам факт движения, даже если результат так себе, или всё же оставаться требовательным? Нормально делай — нормально будет, или лучшее — враг хорошего? Вот ещё один отзыв — от фотографа Романа Чмель:

— От всего, где используется приставка «арт-», веет дурновкусием, БРСМовскими кружками и творческой импотенцией. «Болт-арт» оказался похож на самодеятельность детей в продлёнке, чьи картинки на потеху родителям и бабушкам, а также для галочек в отчётах выставляют на стенах между столовкой и спортзалом воспитатели.

Что в этом плохого? Ничего, чем бы ни тешились. Ну малюют, лепят, скриншоты делают и даже туда смыслы закладывают. Только кому это должно быть интересно и зачем люди вступают в подобные «артели» — остаётся загадкой. Там есть талантливые и интересные ребята. Но такое убивает желание любить и познавать искусство, оставляя осадок и умиление.

О том, что люди современного искусства должны «вести» себя ответственно, фильтруя и думая, что предлагают зрителям, что им сообщают и о чём заставляет думать их работа, говорит также брестская художница и куратор Ольга Масловская:

— Названия «Болт» и «Зал прощания» звучат неплохо, но за ними нет столь же мощной идеи, манифеста или связи с экспозицией. Это вызывает недоумение. Эти элементы имели потенциал, и, если с ними поработать, могло бы получиться цельное высказывание.

Названия, похоже, были попыткой концептуализировать и организовать этот хаос, но в итоге это была только внешняя имитация, которая ни к чему не привела.

— Сопроводительный текст к выставке очень мыльный: на выставку с таким описанием можно сунуть всё что угодно, и я на такие выставки, честно говоря, боюсь ходить.

В списке участников написано «около 26 художников» — звучит как анонимная толпа. Непонятно, откуда такое самообесценивание и растворение в общем теле непонятного «Болта». Никакого резонанса, никакой аналитики или критики о выставке тоже не удалось найти. Похоже, что ничего и нет. Что это говорит о значимости и «свежести» события?

Как же сложно. И что теперь делать?

Сделать выставку — это морока. Вот из чего состояла эта авантюра:

  • 63 работы;
  • 5 инсталляций;
  • 2 скульптуры;
  • 4 арт-объекта;
  • 2 перформанса;
  • 11 работ с дополненной реальностью;
  • 26 авторов работ в постоянной экспозиции;
  • 10 человек арт-суполка Механёры Мастацтва;
  • 2 диджея;
  • 2 барабанщика;
  • 2 куратора;
  • 3 фотографа;
  • 1 видеограф;
  • 20 человек, которые занимались монтажом и организацией;
  • декорации для перформансов;
  • звук, свет и туман для вечеринки The Beach is Back, привезённые из Бреста;
  • выставочное оборудование и свет (тут тоже помогла «Арт-Беларусь»);
  • фуршет с шампанским и закусками;
  • фан-аукцион;
  • беседа о современном искусстве Беларуси с Александром Зименко, Алиной Деревянко, Алесем Родиным, Ильей Сином и Евгений Щербачем.

Сложилось ощущение, что весь шум — для большей маржинальности и продаж работ. И как-то это всё не вяжется с тем, что у современного искусства, о чём настаивают единогласно все критики, должна быть задача, хотя бы посыл.

Как видим, людям «продать» можно что угодно: ярко назовись, надави на SMM и знакомства — и вуаля, люди пошли. Наверное, для этого должно быть что-то вроде внутренней «клятвы»: «Не пиарь» и «Не только красивое, но и что-то значит».

Не хватило этой затее цельности — кроме «прописки» авторов неплохо бы дать людям какое-то сообщение экспозицией (чем обычно и занимается куратор). Как сказала Алина Деревянко: «Искусство в современном мире уже гораздо больше, чем отражение реальности и работа с формами: оно бросает вызов социальным и политическим проблемам, контекстуализирует и заставляет думать».

Здорово, что всё же победила инициатива — без Союза художников, Минкульта или куратора художники собрались и сделали. Организаторы хотели бы выставиться в Бресте, но сначала предстоит работа над ошибками: чтобы названия и концепт не оказались пустыми. А критикам бы не тяготеть к привычному для госструктур (нередко анонимному) оцениванию, что такое хорошо, а что такое плохо.

Куратор Александр отметил, что ему критику никто не высказывал, не говоря уже об идеях, как можно было сделать выставку лучше. Возможно, не верят в неангажированность такого меценатского проекта, но, чтобы точно не верить, может, всё же попытаться поверить?

Перформанс «Мусорный остров»: большая куча мусора в центре, которая образовалась, пока художники вешали работы на стены. Под ней была синяя упаковочная плёнка, символизирующая океан. На экспозиции во время открытия работал робот-пылесос, покрытый мусором, — таким образом мусор «заезжал» в уголки зала. Весь мусор, который появлялся по время открытия, люди выбрасывали на этот мусорный остров, и к вечеру синей плёнки уже совсем не было видно.

И напоследок. Причём тут вообще банк? Почему он мелькает и зачем ему это всё?

Отвечает куратор корпоративной коллекции Белгазпромбанка, кандидат искусствоведения Александр Зименко:

— Стимулировать развитие среднего класса — это социальная ответственность нашего банка. Чтобы люди начинали своё дело, пользовались услугами банка и его финансовыми инструментами, им надо развиваться и культурно тоже.

Поддерживая проекты, мы хотим показать, что необязательно уезжать. Не надо уничижительно относиться к тому, что происходит здесь. Да, мы хотим сделать художников знаменитыми и доступными, пока они живы.

Банк поддерживает разные проекты. Есть целая система микрогрантов для тех, кому не хватает возможностей реализовать свои идеи. Реально ли получить помощь? «Не было случая, чтобы мы просто отказали, не вдаваясь в подробности», — так ответил представитель банка.

Прогуляться по выставке можно тут:


Фотографии — Галина Репеко, 3D-тур — sferitus.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: