Голые женщины, мужчины и экологическое легкомыслие. В Бресте открылась выставка, где нельзя фотографировать [18+]

В субботу, 7 марта, в Пространстве КХ открылась выставка «Запретные зоны». Она посвящена темам, которые не принято поднимать в «приличном обществе». О чём-то говорить стыдно, о чём-то — страшно, а что-то просто вызывает дискомфорт.


Сколько длится: с 7 по 22 марта.
Где: Галерея Пространства КХ, ул. Халтурина, 2/1 (четверг-воскресенье, 15:00-19:00).
Вход: стоит 4 рубля, выставка строго 18+.

Парни смотрят на «Возвращение Лилит» Жанны Гладко. Фотографическое панно является частью цикла Inciting Force, в основе которого лежат сложные взаимоотношения художницы с отцом. Образ Лилит демонстрируется на грани патриархальной сексуальности и drag-queen-персонажа.

Выйти из зоны комфорта

Скажем сразу: если вы падаете в обморок при виде неотфотошопленных обнажённых тел и гениталий, не готовы рефлексировать проблемные вопросы и погружаться в чужой личный опыт, будьте аккуратны: выставка получилась очень честной и смелой.

Если вы настроены увидеть что-то кроме буквального и готовы пробовать думать над тем, от чего принято отворачиваться или насчёт чего морализировать, приглашаем попробовать такое искусство.

Василиса Полянина «Они любят лучше нас». Серия работ основана на фотографиях неизвестной женщины с открытого эротического сайта.

Работы созданы в разных медиа: графика, фотография, коллаж, текстиль, видео, мультимедийная инсталляция.

Задача выставки — позволить художницам высказать наболевшее, а нам, зрителям, избавиться от внутренних блоков, комплексов, сомнений и самоцензуры (а ещё научиться противостоять цензуре общественной).

9 беларуских художниц и фотографок в своих работах рассуждают о сексе и сексуальности, религии, традициях, телесности и политике (будет работа Нади Саяпиной «По живому» про события в Одессе во время Евромайдана).

Ещё одна важная тема, с которой поработали художницы, — тема экологии. Несмотря на то, что она визуально менее шокирующая и кажется далёкой, касающейся нас только где-то в перспективе, это одна из самых страшных проблем нашего времени. Все мы видели эту зиму без снега и читали про китов, которые питаются пластиком.

Кресты Светланы Гусаковой сделаны из сосны, поеденной короедом. Разные ходы жуков, разные рисунки, разная текстура. Сосну Света нашла у себя на участке и подошла к находке с размышлениями о гибели леса. Кресты здесь не связаны с религией. Крестами помечают деревья, которые готовятся вырубить.

Экологические проекты говорят о том, что нам пора поубавить спесь и постараться стать в один ряд с другими жителями планеты. Об этом видео брестской художницы Ольги Масловской «Alien» (пришелец. — Прим.). Видео снято намеренно сумбурно, без привычного человеческого ракурса и дистанции. Натуральный звук съёмки в фильме смешан со звуком космоса, вселенной, который похож на пение птиц, шум ветра, но на самом деле это нечто совершенно иное.

«Ничего святого»

Сама выставка родилась из двух проектов — Тони Слободчиковой «Ничего святого» и Ольги Кирилловой «Секретная папка». Художницы вообще не были уверены, что смогут показать свои откровенные работы хоть где-то в Беларуси.

«Ничего святого» — сатирический проект о том, что вообще есть традиции и насколько слепо мы должны им следовать. Помните, как мы в своё время дорисовывали в учебниках рожки Пушкину или усы императрице Екатерине? Тоня сделала нечто похожее.

Её работа состоит из открыток-репродукций классических картин из Эрмитажа и других крупных портретных коллекций, поверх которых Тоня дорисовывает разные вызывающие элементы. Классические картины тут олицетворяют традиции и «духовные скрепы», а её рисунки — тот переход к новому, трансформация, которая происходит уже давно, но игнорируется, отторгается консервативным обществом.

Тоня не предлагает отринуть и разрушить эти традиции. Тоня говорит о том, что они слишком статичны. Традиции не реагируют на развитие мира и общества, а значит, нам самим придётся реагировать на них.

Сексуальность жива, пока жив человек

Проект Ольги Кирилловой основан на очень личной истории, связанной со смертью её подруги — она умерла в 57 лет. Будучи при смерти, она попросила Олю удалить интимные фотографии, которые она снимала со своим мужчиной на протяжении долгих лет. Подруга не была художницей или фотографкой, но всё равно это был очень эстетичный и чувственный архив.

Ольге было жаль удалять эти фотографии, но она не могла этого не сделать. Чтобы отдать дань уважения своей подруге, она пересняла эти фотографии с собой в главной роли. Ольга попыталась воссоздать интерьеры, найти фотоаппараты, которыми снимала подруга, уговаривала своих мужчин позировать.

Постепенно этот проект стал для Ольги более личным. Благодаря ему она узнала о себе новое, приняла своё «скрытное» — и это знание дало ей уверенность и смелость говорить. Это очень трогательный проект о принятии себя, своего тела и желаний, приходящей старости и сексуальности, которая жива до тех пор, пока жив человек.

«Ис-под-неё»

Тема телесности и сексуальности, особенно женской, — это повсеместное табу. И хотя XX и XXI века подводят нас к раскрепощению, многие люди до сих пор не могут проговаривать со своими психотерапевтами, друзьями, партнёрами какие-то страхи, комплексы, предпочтения в сексе и даже концепт согласия на секс.

Теме телесности будет посвящена мультимедийная инсталляция Нади Саяпиной «Ис-под-неё». Это совместный проект с фотографкой Татьяной Капитоновой и группой минских каллиграфистов, который готовился специально для этой выставки.

Надя опросила 70 женщин, которые должны были ответить на 2 вопроса, касающихся телесных комплексов: как они сами оценивают своё тело, что им в нём не нравится и какие самые обидные комментарии по поводу своей внешности они получали.

Визуально это выглядит так: фотографии, на которых изображена обнажённая Надя, а её тело покрывают все эти обидные высказывания в виде сексуального нижнего белья. Эта работа о том, насколько мы не любим себя и других и насколько другие не любят нас.

Постойте, а как же мужчины?

Да, все эти проблемы есть и у мужчин. Но поскольку сами художницы — женщины, им гораздо проще проанализировать и приложить к себе именно женские проблемы (тем более как Надя Саяпина — в виде белья).

— В выставке важно не только то, что она заявляет эти спорные вопросы, но и то, что они проговариваются устами и руками женщин, которые как бы по умолчанию в сфере уверенных и радикальных высказываний находятся всё-таки за спинами мужчин, — объясняет Лизавета Михальчук, кураторка выставки.

— Это всегда было прерогативой мужчины — высказаться, залезть на баррикаду, затеять драку. Женщина исторически воспринимается не как та, кто лезет на рожон и рубит правду-мать, а как та, кто ищет компромиссы, разнимает драки, сглаживает углы, успокаивает мужчин. В этой выставке мы услышим голоса женщин-художниц, которые звучат громко, внятно, без пошлости и пафоса.

Анна Бунделева «Мы никогда не пересечёмся». Анна акцентирует внимание на женщинах в мусульманском мире, на их отрезанности от общественно-социальной жизни и общечеловеческих благ.

Василиса Полянина «Вот те крест!». Это текстильные объекты, за основу которых взята форма креста. Здесь она становится частью не только человеческого, но и звериного мира. Человек приближен к животному, а животное — к человеку.

Леся Пчёлка «Реставрация ужина» — инсталляция из коллажа-скатерти из разбитых фотографий и треснутых женских надгробных медальонов, тарелок с фотографиями самой художницы во всей её телесной уязвимости и разбитую фарфоровую маску. Это проект о хрупкости нашего существования, женской доле и предназначении, о роли женщины в «традиционном» обществе и уязвимости — телесной и социальной, о хрупкости тела и памяти.


Фотографии — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: