Каждый выпуск предлагаем кому-нибудь из редакции или её друзей поделиться с миром сокровенным — находками в интернете и любимыми ссылками. Подходит что угодно: мемы, сериалы, книжки, обучалки, игры, Telegram-каналы, приложения и даже генератор цитат для статуса «ВКонтакте». В конце материала мы вставили опрос: пожалуйста, помогите нам сделать рубрику лучше.
Впервые «10 классных ссылок» вышли в мае — от нашего автора и фотографа Вити Малыхи. Получилось без умничаний и позёрства, искренне и легко: про техноцыган, каналы с прекрасными картинками и шутками, программой для Instagram и даже шоу на ТНТ.
Вы читаете второй выпуск — от столпа редакции, нашего автора, который помнит всё, что было на Бинокле после Р.Х., Вадима Борисевича.
Выпуск потяжелел: здесь вы найдёте весь беларуский панк (например, видео подпольных концертов), фильм про российского писателя, кого одни называли пророком, а другие уничтожали книги, беларуский «Арзамас» и песенку про детишек акулы…
Вадим Борисевич
весёлый автор Бинокля и грустный поэт
Что послушать
Артефакт для ценителей — ниже собран плейлист из 454 альбомов. Кроме музыки, на канале можно найти видео с концертов. Я, например, наткнулся на лайв Deviation с полуподпольной панк-ёлки в 2009 году.
Проходила она в минском клубе «7 луза», который находился в центре (район улицы Розы Люксембург), но пробираться к нему нужно было через ж/д пути и промзону. Никто из нас не знал, во сколько начнётся концерт: боялись срыва. Но всё прошло удачно — ёлка состоялась, Deviation выступили, мы наплясались.
Как по мне, панк/хардкор-сцена — лучшее, что происходило с музыкой в Беларуси. Это не было безликим копированием Sex Pistols, Ramones, Dead Kennedys и других западных мастодонтов жанра.
В Беларуси сцена разошлась на всю катушку, заполняя тревожный эфир 90-х и начала нулевых не только самобытной музыкой, но и всякого рода анархо-самиздатом.
Назвать «Химеру» классическим панк-роком можно с большой натяжкой, хотя и с ней невозможно. В 90-х ребята делали такую музыку, что в 2020-м думаешь, почему они не на одном уровне узнаваемости с «Гражданской обороной».
Ориентирами у «Химеры» были Bauhaus и Fugazi, а вокалист Эдуард Старков стиль группы шуточно называл «заебит-кор».
Если бы не суицид Старкова (в 27 лет), то «Химера» точно собрала бы «Олимпийский» и стала поводом для модных либерал-трибьютов. Но и без этого питерцы оказали мощнейшее влияние на независимую сцену и даже на современный мейнстрим.
В разное время «Химере» респектовали Леонид Фёдоров из «Аукциона», Михаил Борзыкин из «Телевизора», а название первого альбома ЛСП «Виселицца» не что иное, как аллюзия на строчки («веселится виселица») из песни «Химеры».
Блэк в Исландии делать умеют, и моё последнее увлечение музыкальными оккультистами этой страны — это Misþyrming. Музыканты из Рейкьявика делают быстрый и истеричный блэк-метал без старпёрских замашек.
Misþyrming запросто обходятся без иногда комичного пафоса других скандинавов: не пьют красное вино, называя Сатану источником вдохновения, не жгут церкви и не убивают друг друга. Этим музыкантам куда интереснее исследовать темноту внутреннюю, чем внешнюю.
Что посмотреть
Документалка про крутого российского писателя Владимира Сорокина. Одни люди называли его пророком (в «Сахарном Кремле» и «Дне опричника» Сорокин показал будущее России), другие — уничтожали книги.
В 2002 году активисты прокремлёвского движения «Идущие вместе» поставили пенопластовый унитаз возле Большого театра, объявили его «памятником Владимиру Сорокину» и выбросили туда фрагменты романа «Голубое сало». Что разозлило активистов? Возможно, сцена секса Сталина и Хрущёва (очень реалистичная, знаете ли).
Сорокин взял унылый tone of voice послевоенной советской прозы, надругался над ним и написал лучше. Сейчас писатель живёт на две страны (Россию и Германию) и выглядит довольным гедонистом-интеллектуалом.
Batushka — металлисты из Белостока (!). В отличие от многих «блэкарей», они не используют заезженный метод по пинанию католической церкви (потому что пинают православную). После выхода первого альбома люди всерьёз обсуждали: это православные чуваки или это тонкий стёб.
Посмотрите их визуал для 5 треков, заснятых в Подляшском воеводстве. Это набор образов, от которых пахнет кадилом и страхом перед исповедью.
Образ православных священников пошёл на пользу: ребята стали знаменитыми, успели из-за этого рассориться, и сейчас мы получили двух «Батюшек» (пока музыканты судятся за авторские права).
В эту серию документалок влюблён со школы. В них прекрасно всё — от заглавной мелодии до драматургии. Программе уже миллиарды лет, но сюжеты держат похлеще фильмов Дэвида Финчера. Ну и вишенка на торте — стихотворный пролог «Криминальной России»:
Я прошу тебя, мама, прости,
За всё, за слова непростые.
За то, что я сбился с пути
И жил в криминальной России.
Что почитать
Кто-то в интернете назвал этот роман «первым в русской литературе масштабным осмыслением русского танатоса». Спорить или опровергать не буду — кишка тонка. О том, что Елизаров подошёл ответственно к делу, сужу по сохранённым отрывкам из книги (обычно я этим не занимаюсь).
В центре здоровенной книги (практически 800 страниц, и это первая часть) — история паренька Володи Кротышева, который из стройбата попадает в похоронный бизнес. Занимается нехитрым делом: роет могилы, «крышует» похоронных агентов, вливается в сферу.
Елизаров писал роман 5 лет. За это время он изучил «внутряк» похоронного бизнеса, вокруг которого выстроил линейный роман о смерти. «Блатняк» одноклеточных «бизнесонов» автор умело миксует с диалогами об оккультизме и природе смерти.
Слог — песня, сами посмотрите:
- Поставленный нянечкой в угол, я плачу, горячее сердце бьётся прямо в подмокшем кармашке, а потом оно холодеет вместе с капустой и луком, стынет — моё сердце.
- Я был пятилетним недочеловечком, яичным овальцем, в котором только вызревал будущий мыслящий труп.
Cтильное медиа про литературу и всё, что с ней связано. Полезный ресурс в эпоху пиксельного мышления и диагонального чтения. Например, я знать не знал о футуристе Венедикте Марте, а сейчас могу щеголять рассказами о том, какие демонические стихи он писал и за что был расстрелян в 1937 году.
В общем, такие ресурсы — отличный вариант взять что-то себе на карандаш и в свободное время покопаться в этом глубже.
Сплошь и рядом люди пищат от Arzamas (и делают это заслуженно), но мало кто знает, что в Беларуси есть ресурс ничем не хуже. Wir.by работает на трёх языках (беларуском, русском, английском), и там можно найти спецпроекты, видеолекции и подкасты о мировой и беларуской культуре и истории. Ну а чтобы сайт не переставал обновляться, ребят можно поддержать на Molamola.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.